СМИ о нас

Музей ватной игрушки обучает мастеров для продолжения традиции

Практически в каждой московской семье хранились ватные елочные игрушки: деды морозы, снегурочки, клоуны, гимнасты, космонавты. 

И вот теперь в Москве открылся первый в истории города Музей ватной игрушки. В экспозиции на территории Николо-Перервинского монастыря представлены изделия артелей, фабрик и художественных мастерских, от 1920-х годов до наших дней.

В музее можно познакомиться с историей создания игрушек. Самым старым экспонатам почти 90 лет. В Россию обычай наряжать елку к Рождеству пришел в начале XIX века от супруги Николая I Александры Федоровны, которая родилась и выросла в Пруссии.
«Игрушки времени Александры Федоровны были достаточно дорогими. Набор стеклянных шаров стоил 200 рублей, и на эти деньги можно было купить домик под Санкт-Петербургом. Люди простые хотели отмечать Новый год, хотели отмечать Рождество. И после того, как они увидели, что доступно делать создавать какие игрушки своими руками из картона, из ваты, из подручных материалов, началась история ватной игрушки в России», – рассказала учредитель центра «Семейные традиции», руководитель мануфактуры русской ватной игрушки Светлана Моднова

Вата – мягкая, податливая и долговечная. В начале ХХ века Рождество в России уже невозможно было представить без елки и ватной игрушки. После революции их изготовлением занимались артели. Артель «Всё для ребенка» – одна из самых популярных. В Советское время ее организовали по распоряжению Наркомпросса, налаживая выпуск в том числе елочных украшений. Их дизайн отражал отражал разные периоды и важные события в стране: «хрущевское время», полет в космос, олимпиаду.

«Мальчик на качелях, гимнасты, клоуны – это игрушки, которые начинали производиться после 1936 года, когда вышел фильм «Цирк» на экраны, с Любовью Орловой в главной роли», – рассказывает Светлана Моднова.

Украшали елку и дарили детям праздник не только в мирное время, но и в военное. Так в годы Великой Отечественной Войны на заводе «Москабель» елочные игрушки делали из отходов производства проволоки. Популярность и доступность таких украшений была настолько велика, что каждый желающий мог сделать ее дома.

«Даже в военное время выпускались книжки, которые обучали людей, как делать игрушки и не только ватные игрушки, но и из различных материалов, например, канитель, игрушки ватные на проволочном каркасе, создавались и очень интересные пошаговые мастер-классы с описанием, с картинками», – отметила художница Анастасия Леонова.

Несколько лет назад Светлана Моднова объединила мастеров и тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Социальный проект помог возродить забытую когда-то традицию ватной игрушки и приобщить созданию игрушек сотни человек. Обучающие мастер-классы проводятся как в самом Музее ватной игрушки, так и в интернете. Организаторы обучающих курсов объединили лучших мастеров, художников и кукольников, которые помогают желающим научиться этому ремеслу, среди которых есть и будущие ремесленники из нуждающихся семей. Популярное ремесло поможет им после обучения повысить свой доход и качество жизни.

Юные корреспонденты «Вести Москвы», ведущие рубрику «Проверено ребёнком» тоже присоединились к процессу обучения – пока заочного. На фото вы можете увидеть самые первые шаги к созданию ватной игрушки из подручных материалов: проволоки, ваты и ниток. Волшебный процесс создания игрушки пока остановился на этапе «белья». Термин «бельё» – от слова белый – применяется к заготовкам (например, в производстве фарфора), которую надо высушить, расписать, оформить. Этап белого полуфабриката настолько чарующ, что многие коллекционеры обязательно включают его в свои коллекции наряду с законченными изделиями. Корреспонденты «Вести Москвы» обязательно познакомят вас со всеми этапами изготовления и самими изделиями…

Источник